Открытие салона красоты: с нуля до успеха

Почему открыть салон красоты — хорошая идея

Спрос на услуги салонов красоты будет всегда. В отрасли высокая конкуренция, но это не мешает зарабатывать. А ещё салон красоты — это бизнес, который можно вести с семьёй.

По данным исследования, проведённого агентством «ГидМаркет», 38% россиян ходят в парикмахерские раз в месяц или 2–3 раза в полгода. Женщины тратят на уход за собой в среднем 10–20 тысяч в месяц — это цифры из опроса тюменок, проведённого «72.ру». Мужчины всё чаще посещают салоны: в июне 2023 года они платили в барбершопах на 38% чаще, а в СПА-салонах — на 27% чаще, чем в июне 2022 года.


Фото: Diana Grytsku / Shutterstock
Фото: BAZA Production / Shutterstock

Конечно, на спрос могут влиять внешние факторы. Например, салоны красоты закрывались во время пандемии коронавируса из-за карантина. Сейчас спрос на услуги в бьюти-индустрии снова растёт. Во втором квартале 2022 года спрос на услуги бьюти-мастеров вырос в сравнении с первым кварталом на 45%, пишет РИА «Новости», ссылаясь на данные Data Insight и «Авито Услуг».

Конкуренция в этом бизнесе высокая. Но она не мешает, а, наоборот, помогает развитию рынка. Салоны борются за клиентов. Если салон будет оказывать качественные услуги, у него всегда будут клиенты.

Салон красоты — хороший вариант для семейного бизнеса. Например, франчайзи (покупатели франшизы) бренда «Персона» — нередко семейные пары, сёстры или мамы с дочерьми. Анна Соколова работает вместе с мужем.

Салон красоты — подходящий вариант для тех, кто устал от работы в найме. Например, для топ-менеджеров крупных корпораций, у которых есть достаточные для открытия своего дела накопления. Для владельцев других бизнесов открытие салона красоты — способ диверсифицировать активы.

Рекомендации по съему

Помещение для съема по договору аренды для парикмахерской лучше выбрать в оживленном месте, с развязками и удобным заездом и отдельным входом. Количество клиентов напрямую зависит от проходимости участка.

Где искать?

Поиски можно проводить самостоятельно с помощью интернета. Но в этом случае рекомендуется пригласить специалиста из консультирующих организаций для оценки пригодности помещения под салон красоты. Проще всего обратиться к риелторам, описать требования к помещению и инфраструктуре и выбрать понравившийся вариант.

Как выбрать?

Правильный выбор помещения можно сделать, исходя из нескольких критериев:

  1. Наличие транспортных развязок.
  2. Оценка соседей-конкурентов, их услуги, уязвимые места.
  3. План будущего развития микрорайона.
  4. Социальный состав окружающего населения.
  5. Состояние самого помещения (необходимость капитального ремонта, исправность розеток и электричества).
  6. Наличие вентиляции, запасного выхода.

Перед заключением договора необходимо изучить долговые обязательства арендодателя, а также убедиться, что он является единственным собственником. Не лишним будет удостовериться, что здание не подлежит сносу в ближайшее время. Для этого следует позвонить в комитет градостроительства по конкретному региону.

Когда появляются малейшие сомнения в честности собственника, можно проверить подлинность его документов по базам Росеестра. Распространенный способ проверки документов на месте – просьба предъявить квитанции об оплате услуг ЖКХ, где указываются все данные о собственнике.

Какие точно не стоит снимать с целью использования?

Совершенно не дальновидно снимать маленькое помещение для парикмахерской. Желание расширить свой бизнес заставит сменить местоположение, а постоянных клиентов придется нарабатывать заново.

Рискованно для репутации салона базироваться на месте несостоявшихся коллег. Недовольные клиенты по старому опыту и привычке могут приписывать неудачи и новому делу в том же помещении.

Покупка или аренда помещения для салона красоты

Чаще всего, сделав небольшие расчеты, предприниматели приходят к выводу, что аренда — это наилучший вариант для старта. Это и более дешево, и более мобильно: в случае неудачи можно быстро переехать.

Плюсы приобретения недвижимости для салона красоты:

  • Ипотечные платежи сравнимы со стоимостью аренды, но вы не просто отдаете деньги арендодателю, но и наращиваете свой капитал.

  • Отсутствуют риски, что вы не продлите аренду. А это и дополнительные расходы, и потеря клиентов.

  • В некоторых случаях рыночная стоимость здания может значительно вырасти.

  • Проще вкладывать деньги в ремонт здания и улучшение его рыночной стоимости, так как вы сможете вернуть деньги при продаже, но не всегда в полном размере.

Недостатки покупки помещения для салона красоты:

  • Значительно более высокие первоначальные инвестиционные вложения в бизнес.

  • Нестабильность ипотечного рынка в РФ.

  • Сложность управления собственным зданием. В случае аренды все. Как правило, проще.

  • Приобретение помещения, в отличие от аренды, надолго привяжет ваш салон красоты только к одной локации.

В любом случае, выбирая между приобретением и арендой следует внимательно просчитать всю финансовую часть и соизмерить свои инвестиционные возможности с планируемой отдачей от бизнеса. Важнейшим критерием является ликвидность здания, то есть возможность его быстро продать если что-то пойдет не так, как планировалось.

Достаточный трафик и видимость

При выборе местоположения важно, чтобы ваш салон красоты был виден и легко клиентам, перемещающимся на машине, пешком или на общественном транспорте. Даже если далеко не все будут видеть ваш салон и не станут вашими клиентами, все равно это тысячи глаз, которые вы можете привлечь практически бесплатно.

Если вы хотите привлечь внимание людей, выбирайте расположение салона в оживленном районе, чтобы они могли легко увидеть салон и стать вашими клиентами. В связи с этим, обратите внимание на фасад и на его достаточное освещение в темное время суток

Большинство парикмахерских и косметологических салонов работают в ночные часы, поэтому убедитесь, что фасад и подходы к помещению хорошо освещены, имеется достаточное количество фонарей

Необходимо, чтобы клиенты всегда чувствовали себя в безопасности, что особенно важно для женщин.. При размещении салона на оживленной улице обязательно определитесь с тем, где клиенты будут ставить свои автомобили

Желательно наличие бесплатной парковки, которая необходима клиентам, чтобы не беспокоиться о том, где оставить машину при посещении салона. Даже если у вас салон красоты среднего ценового класса, все равно с большой вероятностью клиент подъедет на машине.

При размещении салона на оживленной улице обязательно определитесь с тем, где клиенты будут ставить свои автомобили. Желательно наличие бесплатной парковки, которая необходима клиентам, чтобы не беспокоиться о том, где оставить машину при посещении салона. Даже если у вас салон красоты среднего ценового класса, все равно с большой вероятностью клиент подъедет на машине.

Подводные камни и практические рекомендации

Подводными камнями для арендатора могут стать долговые обязательства собственника. Этот факт может повлечь большие убытки, ведь арендную плату вернуть назад довольно сложно.

Ни при каких обстоятельствах нельзя передавать деньги до заключения договора. Любые платежи должны оформляться распиской.

Открытие салона красоты или парикмахерской станет прибыльным делом, если руководитель отнесется ко всем нюансам очень серьезно и обдуманно. В бизнесе много рисков, поэтому рассчитывать следует на несколько шагов вперед.

Если нет уверенности в собственной предприимчивости, настоятельно рекомендуется обратиться к профессиональным юристам и риэлторам, которые дадут ценные указания для будущего успешного дела.

Как нанимать сотрудников

Лучше нанимать сотрудников разного грейда. Кто именно вам нужен — зависит от того, какие услуги вы будете оказывать. На агрегаторах можно найти мастеров любого грейда.


Если салон будет работать по записи, скорее всего, вам понадобится администраторФото: RomanR / Shutterstock

Есть такие грейды: стажёр, мастер, топ-мастер. Если у вас будут сотрудники разных грейдов, то вы, во-первых, расширите целевую аудиторию: клиенты смогут выбрать мастера в соответствии со своей платёжеспособностью, а во-вторых, покажете сотрудникам возможности карьерного роста.

Классические каналы для поиска сотрудников: HeadHunter, Superjob и «Авито». Ещё можно искать сотрудников в соцсетях или с помощью кадровых агентств. Но также следует использовать и офлайн-каналы. Например, разместить баннер с сообщением о том, что ваш салон скоро открывается и вам нужны сотрудники.

Что нужно знать?

Сфера красоты стремительно развивается, а салоны красоты давно стали бизнесом с высоким количеством конкурентов. Начинающие бизнесмены предпочитают заключить договор аренды на помещение, снижая первичные затраты на собственное дело.

Выгоднее ли это, чем покупка?

Любому бизнесмену хочется быть полноценным собственником своей парикмахерской. Когда речь заходит о ценах на коммерческую недвижимость, большинство принимает решение в пользу аренды.

Приобретение торговых площадей выгодно (прочитать, как вообще проходит покупка и продажа салона или парикмахерской, можно тут):

  • владельцам уже существующего раскрученного бизнеса, у которых имеются иные точки продаж;
  • предпринимателям, открывающим салон по франшизе известной сети, т.к. компания обычно помогает урегулировать вопрос рисков;
  • бизнесменам с достаточным капиталом и уверенностью в собственном деле.

Аренда позволяет снизить первичные затраты на открытие салона и оценить его перспективы. Хороший вариант – это заключение договора аренды с возможностью выкупа помещения в будущем (ст.624 ГК РФ). Условия такого выкупа оговариваются с арендодателем и прописываются в договоре.

Оценка качества трафика

Перед запуском салона необходимо провести небольшое маркетинговое исследование рынка на выбранной вами локации. Оно поможет понять, какой тип людей живет в этом районе. Оцените, насколько люди, которые проживают в этом районе, советуют типу и ценовой категории предлагаемых вам услуг.

Оценить качество и объем трафика лучше всего методом простого наблюдения. Совсем не обязательно привлекать маркетинговое агентство: достаточно найти удобное место обзора, например, сидя из припаркованной машины, и понаблюдать за трафиком в обеденное время, утром и вечером, желательно в будний и в выходной день. Так, с помощью обычного калькулятора и знания таблицы умножения, вы сможете не только подсчитать примерную проходимость, но и определить уровень достатка (критерии оценки — одежда, марки автомобилей и т.д.). Особенно такой способ удобен в тех случаях, когда возникают сомнения между двумя и более вариантами. Если нет времени сделать это самому, можно поручить наблюдение кому-то.

В некоторых случаях бывает целесообразно расположить салон и в деловой части города. Зачастую такие салоны показывают хорошую загрузку днем, но имеют плохие показатели вечером и в выходные дни, когда деловой район в большей части пустует. Днем же, несмотря на достаточное количество трафика, не все клиенты могут выделить достаточно много времени на длительные косметические процедуры.

Отдельное здание или торговый центр: критерии выбора

Отдельно стоящие здания для салона красоты являются хорошим выбором многих владельцев салонов. Такое расположение более выгодно с точки зрения престижа, оно более заметно. Покупка или аренда такого помещения может быть хорошим выбором для салона класса люкс, так как у вас будет больше свободы в выборе концепции отделки фасада и внутренних помещений.

Еще одно преимущество отдельного здания — в процессе оперативной деятельности вы будете более полно контролировать постоянные и накладные расходы. Вам не нужно будет нести излишние расходы за обслуживание мест общего пользования, например, за уборку снега, расходы на рекламу и безопасность. Стоимость этих услуг вы будете контролировать самостоятельно. В торговых же центрах бывает с точностью до наоборот.

И, конечно, приобретя или арендуя собственное здание, вы имеете полную свободу в размещении рекламы и дизайне фасада (в рамках законодательства о рекламе). Зачастую, обслуживание собственного отдельно стоящего здания стоит достаточно дорого, как и его аренда, все затраты на обслуживание которого собственник закладывает в арендную плату. И, в любом случае, затраты времени на обслуживание и поддержание в порядке внешнего вида отдельного здания, конечно, будут больше, чем при расположении салона в здании торгового центра.

Если вы не хотите принимать все сложности, которые связаны с обслуживанием отдельного здания, то подумайте об аренде помещения в торговом центре. С точки зрения трафика это хорошее решение, однако учтите, что трафик, как правило, не совсем подходит для салона красоты. Очень хорошо, когда в здании имеется хорошая большая витрина и вы имеете к ней доступ. Однако стоимость аренды в таких торговых центрах достаточно велика. Вам потребуется много площади, поэтому заранее разработайте бизнес-план и оцените, какую аренду вы можете себе позволить.

Многие салоны расположены на первых этажах многоквартирных зданий, в этом есть свои плюсы. Но не забудьте получить консультацию в СЭС и Роспотребнадзоре, возможно ли открытие салона красоты на этих площадях.  С со стороны этих органов могут быть претензии как по поводу размещения, так и по поводу возможности проведения в них отдельных процедур.

Выбор между центром города и спальным районом также не является однозначным. Конечно, центральные районы престижнее, но и дороже с точки зрения аренды. К тому же постоянные пробки и отсутствие парковок делает доступность салона гораздо ниже.

Арендовать пустое или оборудованное место?

Оборудованное помещение выгодно снимать молодому бизнесу, т.к. не будет необходимости покупать или брать в аренду все инструменты для работы отдельно. Часто при установке нового оборудования приходится делать некоторую перепланировку помещения, а это занимает время. Пустое помещения рекомендуется снимать при наличии собственного инвентаря, для подгонки пространства будущего салона красоты под себя.

Можно ли снять только рабочее место и считается ли это сделкой с недвижимостью?

Аренда рабочего места в салоне красоты оформляется с помощью договора между арендодателем и специалистом. В документе подробно указывается размер площади, которой мастер может распоряжаться, перечисляется оборудование (кресло, столики, электрические приборы и пр.). Такой вариант подойдет начинающим бизнесменам, не имеющим возможности вкладывать большие деньги в аренду целого помещения.

Лучше всего составить договор официально, т.к. это поможет избежать проблем с контролирующими органами. В данном случае возникает необходимость выплаты налогов и страховых взносов. Для оказания услуг на арендованном рабочем месте, мастер должен быть зарегистрирован в качестве ИП и иметь собственную медицинскую лицензию.

  • Скачать бланк договора аренды рабочего места
  • Скачать образец договора аренды рабочего места

Сделкой с недвижимостью такой договор не является, поскольку «рабочее место» трактуется как некоторое имущество, находящееся по конкретному адресу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: